Где водятся волшебники? (Конспект НОД)


Конспект НОД
с элементами экспериментирования
в подготовительной группе
 «Где водятся волшебники?»

Подготовила: воспитатель
Щедрина Екатерина Юрьевна

Программное содержание: расширять представление детей о действии магнитных сил на основе опытнической деятельности. Научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения.
Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит. Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас. Устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы, расширять представления детей о свойствах веществ.
Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. Активизировать речевую деятельность детей. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать, результаты опытов. Развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств. Развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга. Воспитывать интерес к познаванию окружающего мира. Вызывать радость открытий, полученных из опытов. Воспитывать умение работать в коллективе и малых группах.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, халаты, бейджики, две колбы, мерные стаканы маленькие и большие, емкости с водой, бумага, 2 воронки с узким горлышком, пластилин, магниты разного размера, металлические опилки, ножницы, стеклянная, пластмассовая и бумажная тарелочки, воздушные шары, сода, уксус, апельсин (цедра).
Предварительная работа: ознакомление с окружающим миром, миром Космоса, словарная работа по обогащению словаря детей терминами, обозначающими предметы в лаборатории: колба, пробирка, мерный стакан, воронка. Ознакомление со свойствами воздуха, воды, магнита, проведение элементарных опытов в лаборатории.
  Ход НОД:
 Звучит музыка, дети входят в музыкальный зал (под песню «Где водятся волшебники» сл. Энтина Ю. муз. Минкова М).
 Ведущая: Мы рады Вас приветствовать в наше детском саду, дорогие гости! Сегодня у нас необычное занятие. Мы приглашаем вас в путешествие по Галактике.
 (ИГРА на общение) коммуникация
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Ребята, а как вы думаете, кто умеет творить чудеса?
Д: Волшебники.
В: как вы думаете, где живут волшебники? Как их отыскать?
(примерные ответы детей)
Сегодня я предлагаю вам стать исследователями и учеными, что б отправится путешествовать по нашей Галактике в поисках волшебников. Дети, а кто такие ученые?
Д: Ученые – это люди, которые изучают окружающий нас мир, они работают в лабораториях и проводят различные эксперименты.
В: Для того, что б нам с вами стать учеными и работать в лаборатории нам необходимо надеть халаты и вспомнить правила поведения в лаборатории:

  1. Не кричать.
  2. Не трогать без разрешения оборудование.
  3. Работать только на своих местах.
  4. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

В: сейчас приступим к нашим исследованиям. Первая планета в Галактике, на которой мы будим икать волшебников, это наша родная планета. Как она называется?
Д: Планета Земля.
В: Правильно, что вы знаете нашей планете?
Д: Это третья планета от солнца. Она круглой формой, голубого и коричневого цвета.
В: Что обозначает голубой цвет? A что коричневый?
Д: Голубой цвет -  это вода, которая покрывает нашу планету, а коричневый- это суша. На планете живет много разных животных, растут растения, живут люди.
В: Правильно, ребята. A еще наша планета покрыта большим слоем атмосферы. A что такое атмосфера?
Д: Это оболочка Земли, которая содержит в себе воздух, кислород благодаря которому мы можем дышать.
В: Дети, а мы видим воздух?
Д: Нет.
В: Почему?
Д: Он прозрачный, его не видно.
В:A как с помощью оборудования, которое лежит на столе мы можем доказать, что воздух действительно нас окружает?
Ребенок выполняет эксперимент и объясняет свои действия.
Д: Нужно взять колбу и воронку. Поставить воронку в колбу и закрепить ее пластилином. Теперь нужно налить воду.
В: Почему вода из воронки не стекает в колбу, а только медленно капает?
Д: В колбе находится воздух, из-за того, что мы пластилином залепили щелочки, воздуху некуда выходить, а воде в колбе не хватает места.
В: Хорошо ребята, с колбой и воронкой мы разобрались. A что будим делать с бумагой и мерными стаканами?
Ребенок выполняет эксперимент и объясняет свои действия.
Д: Нужно смять бумагу и положить ее в мерный стакан так, что б она не выпадала. (показывает). Теперь мерный стакан с бумагой нужно перевернуть и опустить в стакан с водой.
В: Что произошло с бумагой, она намокла?
Д: Нет, она осталась сухой, потому что в стакане кроме бумаги еще был воздух, он помешал воде намочить бумагу.
В: Молодцы ребята, мы с вами доказали, что вокруг Земли действительно находится воздух. Но мы с вами так и не обнаружили волшебников на нашей планете. И я вам предлагаю отправиться на следующую планету, она называется Марс. A на чем мы с вами полетим? (На ракете)
Музыкальная физкультминутка «Ракета»
Тайны космоса узнаем,
Все загадки разгадаем.
Мы летим быстрее света.
На космической ракете.
Ноги на ширине плеч, покачиваем руками вправо - влево, 
руки поднимаем вверх и, выполняя круговые движения, опускаем вниз.

Дети выполняют движения и подходят к следующему столу, там их ждет магнит.
Воспитатель показывает детям магнит.
В: Посмотрите, какие необычные камни разбросаны на Марсе.
Подводит камень к скрепке, она притягивается.
В: Вы знаете, как называется этот камень?
Д: Магнит – это предмет, который имеет собственное магнитное поле. Магниты способны притягивать своим полем железо и некоторые другие металлы.
В: Почему он притянул к себе скрепку?
Д: Он обладает магнитной силой.
В: Да, у магнита есть сила! Сейчас мы попробуем это доказать. Посмотрите, ребята, у меня в руках два магнита. Какой из них обладает большей силой, большой или маленький? (ответы детей) Как узнать?
Д: Нужно поднести магнит к металлическим опилкам. (проводим опыт с металлическими опилками). Большой магнит обладает большей силой, т. к. притянул больше металлических опилок.
В: Вот вам задачка посложнее. Подумайте, как можно помочь маленькому магниту стать большим? И заставить ножницы танцевать? (примерные ответы детей).
Д: Соединить несколько магнитов вместе. (ребенок выполняет опыт)
В: А как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы через преграду (примерные ответы детей). Как доказать?
Д: Нужно взять магнит и провести им под тарелкой, на которой лежит скрепка. Скрепка передвинулась, значит, магнит притягивает ее через стекло.
Проводится тот же опыт с пластмассовой и бумажной тарелочками и делается вывод.
В: Да, ребята, магнит действительно обладает силой притяжения.
Звучит музыка, как будто что-то рушится, землетрясение.
В.: Ой, ребята, кажется, нам нужно поскорее покинуть эту планету, а то вот-вот, будет землетрясение.
Дети строят ракету «Живой конструктор»,
отсчитывают от 10 до 1 и улетают на другую планету, приземляются с грохотом.
В: Дети, вы в порядке, никто не пострадал?
Д: Нет.
В: Но наш космический корабль потерпел крушение, мы оказались на Луне. Ребята, а Луна это планета?
Д: Нет, это спутник планеты Земля.
В: Правильно, это означает что мы не далеко от дома. На Луне так тихо и безжизненно. Мне бы здесь не хотелось остаться навсегда. A домой лететь не на чем. Посмотрите, у меня есть воздушные шары, можно было бы улететь на них, но на луне нет воздуха. Как же нам их надуть.
Один из детей предлагает надуть воздушные шары с помощью соды и уксуса. Ребенок выполняет опыт и объясняет, что, когда сода попадает в уксус, выделяется углекислый газ, такой же газ выдыхаем и мы, когда дышим, и шарик надувается.
В: Молодцы, ребята. Теперь мы с вами сможем отправиться домой на воздушных шарах. А для мягкой посадки нам нужно будет наши шарики лопнуть. Кто из вас знает, как лопнуть шарик с помощью апельсина?
Д: Нужно взять кусочек кожуры, надавить на нее и брызнуть соком цедры на надутый шарик. Шарик лопнет. (воспитатель выполняет опыт)
В: Кто может объяснить, почему шарик лопнул?
Д: В цедре апельсина много такого вещества, как лимонен. Он растворяет резину, поэтому шарик лопается.
В: Молодцы ребята, ну что, полетели.
Звучит музыка, дети отправляются на планету Земля, садятся на стульчики.
В: Молодцы, ребята. Нам сегодня удалось попутешествовать и узнать много нового. Скажите, на каких планетах вы были? (Земля и Марс)
A спутник какой планеты мы посетили? (планеты Земля).
Какие эксперименты мы сегодня с вами проводили? (С воздухом, магнитом, содой и уксусом, апельсином и воздушным шариком.)
Мы с вами нашли волшебников? (Нет)
A чудеса видели? (Да)
Ребята, значит, кто умеет творить чудеса? (Ученые).
Правильно, мы сегодня с вами были учеными, узнали много нового и интересного, а теперь нам пора возвращаться в группу и рассказать нашим коллегам-ученым, какие открытия вы для себя сделали.
Дети прощаются с гостями и уходят под музыку.

Тэги: