Конспект комплексной НОД в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»

Программное содержание:
Развивать умение согласовывать в предложении слова с предлогами. Развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление. Развивать умение образовывать приставочные глаголы. Развивать умение находить слова с заданным звуком, делать звуковой анализ слова. Развивать умение образовывать прилагательное от существительного. Развивать умение решать логические задачи, ориентировку на листе бумаги, закрепить геометрические фигуры: круг, треугольник, полукруг.
Воспитание внимательного и бережного отношения к птицам. Воспитание уважения друг к другу: умение слушать, не перебивая.
Продолжать учиться понимать, что количество предметов не зависит от направления при счёте и их расположения. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти и внимания. Активизировать словарь по лексической теме.
Оборудование: письмо, скворечник, скворец на палочке, фишки красного и синего цвета, схема их 4-х звуков к слову грач, картинки с изображением птиц, 10 вырезанных птиц для расположения их на доске по кругу, бумага, простой карандаш.
 Ход непосредственной образовательной деятельности:

  1. Сюрпризный момент.

– Я сегодня нашла в группе письмо. Не знаю, кто его прислал, но оно адресовано детям детского сада «Космос» для группы «Подсолнушки», значит нам. Интересно? (Да). Тогда надо прочитать его!
«Привет, ребята! Девочки и мальчики, если хотите узнать, кто прислал вам письмо, то выполните все задания по порядку».
- Ой, какое загадочное письмо. Ребята, а вы хотите узнать, от кого оно? Тогда внимательно слушайте задания. За каждое выполненное задание нам будет дана карточка-подсказка.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Для начала разомнем язычок.
Представьте, что язычок – это птенчик
- как вылетает из гнезда – высовываем тоненький язычок (4 раза)
- в каком гнёздышке он живёт – «Чашечка» - проглотили слюну.
Задание 1. Упражнение «Так бывает или нет».
Цель: Развитие диалогической речи и логического мышления.
- Итак, выполним первое задание. Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы). Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет) Из яиц птиц вылупились (кто) (птенцы) .
Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов) .
Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем). Медведи строят гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).
Задание 2. Игра «Прилетели птицы».
Теперь выполним следующее задание. Я буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, то топайте ногами.
- Прилетели птицы: грачи, ласточки, аисты, му-хи и стрижи.
- Прилетели птицы: утки, журавли, трясогузки, ма-ка-ро-ны.
- Прилетели птицы: скворцы, соловьи, чижи, ко-ма-ры, кукушки.
- Прилетели птицы: пеночки, журавли, шка-фы, грачи, скворцы.
- Прилетели птицы: грачи, аисты, журавли и скворцы. Все вы молодцы!
Задание 3. Тогда приступаем к следующему заданию, отгадайте загадку:
На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его… (Скворец) .
Игра «Доскажи словечко».
Цель: Образование приставочных глаголов.
(Воспитатель берёт скворечник, скворца на палочке и обыгрывает действия).
- Скворец хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко». Я вам буду показывать действия и их проговаривать, а вы должны продолжить фразу: скворец к скворечнику (Что сделал… прилетел. Скворец в скворечник (залетел, затем из скворечника (вылетел, от скворечника … (отлетел, вокруг скворечника … (облетел) и … (улетел).
Мы справились с 3-м заданием.
Задание 4. Звуковой анализ слова «грач», придумывание слов со звуком [а].
Задание 5. Игра «Путаница».
Цель: Образование прилагательного от существительного.
- Ой, этот листок, наверное, попал под дождь! Он размыл некоторые слова. Вы поможете мне разобраться? (Детям предлагаются ошибочные окончания слов в предложениях) .
Наступил первый Весна день. - Наступил первый (какой?. ) весенний день.
Дует теплый Весна ветер. - Дует (какой?. ) теплый весенний ветер.
В небе светит яркое Весна солнце. - В небе светит яркое весеннее солнце.
На полянах расцветают первые Весна первоцветы. - На полянах расцветают первые весенние первоцветы.
Все птицы поют Весна песню. - Все птицы поют весеннюю песню.
Все живое радуется весне.
Физкультминутка. Игра «Хочу быть птичкой»
Цель: Развитие умения согласовывать речь с движением. Формирование мелкой и общей моторики.
Я по улице гулял, (Шаги на месте) .
Скворцов и ласточек считал (Упражнение «Птица летит») .
Раз, 2, 3, 4, 5 (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца) .
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать (Руки вниз, удивление) .
И руками стал махать (Махи руками) .
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения) .
Я подпрыгнул, чтоб взлететь (Прыжок, руки вверх) .
Но пришлось на землю сесть (Присесть) .
Задание 6. «Логическая задача»
-Ребята, будьте внимательны. Здесь есть такие сложные задачки, нам нужно их решить. Будьте очень внимательны. Во время загадывания загадок воспитатель на доске прикрепляет птиц. Во второй загадке дети отгадывают без подсказки.
Над рекой летали птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей.
Рано утром, в пять утра,
Слетелась птичья детвора:
Воробьи, галчата,
Чижи, щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и стрижи.
Сколько видов птиц насчитал ты?
Воспитатель: Птички летали и … вдруг
Получился такой круг. (воспитатель выкладывает птиц по кругу на магнитной доске)
Посчитайте птиц, расположенных по кругу!
Аня, сколько птиц «летает» по кругу? Андрей, сколько птиц получилось у тебя? Как вы считали? Покажи, от какой птицы ты считал? Ты? Изменилось ли количество птиц? (Вывод). Чтобы не ошибиться при счёте предметов, расположенных по кругу, надо запомнить предмет, с которого начинаем счет. Давайте вместе посчитаем птиц. Начнём счёт вот с этой. Отметим её красным магнитом, чтобы не забыть. (Дети считают хором: одна, две, три) . А теперь посчитайте птиц в обратном направлении! Изменилось ли их количество?
Вывод: количество предметов не зависит от направления при счёте.
Воспитатель: Скажите, дети, когда много птиц летает, как же их мы называем? (стаей).
 Задание 6. «Ориентировка на листе бумаги»
Чтобы узнать от кого пришло письмо, я вам предлагаю по моим указаниям выложить (нарисовать) из геометрических фигур автора письма, внимательно слушайте меня и выполняйте задание поэтапно:

  1. Возьмите большой полукруг, положите на середину листа так, что б дуга была снизу.
  2. Возьмите круг и положите его над полукругом с левой стороны.
  3. Возьмите большой треугольник и положите его с правой стороны над полукругом.
  4. Возьмите маленький полукруг и положите его на большой полукруг так, что б дуга была сверху.
  5. Возьмите маленький треугольник и положите его возле круга с левой стороны.

Что у вас получилось? (птица)

Вы правильно положили (нарисовали) геометрические фигуры и увидели, кто прислал вам письмо.
Ребята, кто прислал нам письмо с заданиями? Какие задания мы с вами выполняли? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое было самым сложным?

Тэги: